Уникальный храм

Храм — православное религиозное сооружение, предназначенное для совершения общественного богослужения. В подражание ветхозаветной скинии, имеющей три части: Двор, Святилище и Святая святых, в православном храме также выделяется три части:

алтарь с престолом,
средняя часть (часто увенчанная куполом),
притвор.

Раннехристианская архитектура, ознаменовавшая начало и становление архитектурных форм, впоследствии нашедших многообразное воплощение на всей территории Европы и христианского Востока, также являлась и последним периодом античного зодчества, со свойственными ему традициями изобразительного искусства и организацией внутреннего пространства храма. Выделяют два этапа развития раннехристианской архитектуры:

от возникновения до присвоения христианству официального статуса императором Константином;
от Константина Великого до падения Западной части Римской империи в 476 году.
Первый этап. Первым христианским храмом считается Сионская горница, где было установлено важнейшее таинство — Евхаристия. В этот период выступления проповедников (апостолов) происходят в синагогах, а собрания верующих — в домах членов общин. После разрыва с иудаизмом, для совершения богослужений христиане старались использовать наиболее подходящие чистые просторные помещения, изолированные от мiрской суеты. Позднее эти дома приспосабливаются под самостоятельные церкви.

При наступлении периодов гонений со стороны римских властей, положение христиан становилось нелегальным, поэтому места их собраний скрывались. В качестве храмов также использовались катакомбы (заброшенные шахты, рудники, каменоломни, соляные пещеры со сложной системой подземных галерей-некрополей) Рима, Эфеса, Александрии, Сиракуз и других городов, древнейшими из которых являются катакомбы св. Каллиста (нач. III века), а также кладбища. На месте мученичества святых или на их могилах устраивались мартириумы в виде ограды или часовни.

Традиционно христианские храмы в плане имеют:

крест — символ креста Христова как основы вечного спасения,
круг (тип храма ротонда) — символ вечности,
квадрат (четверик) — символ земли, где народы сходятся в храм с четырёх сторон света, а также — символ духовной крепости,
восьмиугольник (восьмерик на четверике) — символ путеводной вифлеемской звезды. Число 8 — символ будущей вечной бесконечной ∞ жизни (6 дней творения мира, седьмой день-нынешний, восьмой-будущий),
корабль (обычно вытянутый прямоугольник или овал) — символ Ноева ковчега, плывущего через „бушующее житейское“ море страстей к тихой гавани (в Царство Небесное).
Каждый храм посвящён какому-либо христианскому празднику или святому, день памяти которого называется храмовым (престольным) праздником. Иногда в храме устраивают несколько алтарей (приделов). Тогда каждый из них посвящён своему святому или событию.

Согласно традиции, храм обычно строится алтарём на восток. Однако существуют исключения, когда литургический восток может не соответствовать географическому (например, церковь мученика Иулиана Тарсийского в Пушкине (алтарь обращён на юг), церковь Успения Пресвятой Богородицы в Тверской обл. (с. Николо-Рожок) (алтарь обращён на север)). Не возводились православные храмы, алтарной частью обращённые на запад. В других случаях ориентированность по сторонам света могла объясняться территориальными условиями. Кровля храма увенчивается куполом с крестом. По распространённой традиции, православные храмы могут иметь:

1 купол — символизирует единого Господа Иисуса Христа;
2 купола — два естества Христа (божественное и человеческое);
3 купола — Святая Троица;
5 куполов — Христос и четыре евангелиста;
7 куполов — семь даров Святого Духа (Ис. 11:2—3), семь таинств христианских, семь Вселенских соборов;
9 куполов — девять чинов ангельских;
13 куполов — Христос и 12 апостолов.
24 купола — 12 колен Израилевых (или же 12 малых пророков) в Ветхом Завете и 12 апостолов в Новом Завете;
25 куполов — 24 коронованных старца, сидящих на престолах в белых одеждах вокруг престола Иисуса Христа (Откр. 4:4);
33 купола — возраст Христа, в котором его распяли.
В византийской традиции купол крылся непосредственно по своду, в русской традиции в связи с «вытягиванием» формы купола возникло пространство (барабан (архитектура)) между сводом и куполом.