Первые шаги геймера

Чит-код, читы, иногда отладочный код — код, который может быть введён в программу, чтобы изменить ход её работы. Чаще всего применяется в компьютерных играх для прохождения трудных этапов, реже — в LiveCD. Зачастую они не документированы официально и обнаруживаются как «пасхальные яйца» к программному обеспечению.

Зачастую в компьютерных играх или видеоиграх присутствуют коды, которые реализованы и встроены разработчиками. Ввод таких кодов осуществляется воспроизведением определённой последовательности на устройстве управления (обычно это геймпад игровой приставки или компьютерная клавиатура), или же ввод текста в специально отведенных для этого местах — например, меню игры, чат или консоль. Основное назначение таких кодов — отладка программного продукта ещё на стадии разработки (например, для отладки последнего уровня разработчику не потребуется проходить всю игру, а достаточно воспользоваться чит-кодом).

Другой, не предусмотренный разработчиками способ создания чит-кода — изменение содержимого памяти запущенной игры, конфигурационных файлов или файлов, хранящих информацию о прогрессе пользователя (файлы «сохранения»). Этот способ более сложен в применении, но позволяет изменить почти любой параметр или переменную игры. Для использования таких кодов зачастую нужны специальные программы (в случае с компьютерами) или специальные устройства, например дополнительный картридж. Обычно эти программы позволяют управлять определенным адресом памяти, в котором находится нужная переменная, и её значением (например, предотвратить изменение переменной, определяющей здоровье игрового персонажа). Указанные операции фактически являются взломом компьютерной программы. Сторонними разработчиками выпускаются «трейнеры» — компоновки готовых решений для изменения поведения игры.

Чит-коды в играх используются для упрощения игрового процесса, поэтому игроки, которые не используют чит-коды, зачастую относятся с пренебрежением к «читерам» (игрокам, злоупотребляющим чит-кодами). В некоторых играх введена специальная система порицания за использование игроком чит-кодов (например, в трёхмерных играх серии Grand Theft Auto игрок теряет «очки» за использования чит-кодов, а в Games for Windows — Live игрок перестаёт получать достижения, в Космических Рейнджерах игроки, использующие чит-коды попадают в таблице достижений на сайте игры в отдельный список читеров, в Spore при использовании чит-кодов даётся награда «Шулер», блокирующая доступ к другим наградам.). В Warcraft II, если игрок во время миссии использовал коды, то в подведении её итогов, вместо определённого звания игрока показано звание «Читер!!!», как и в Heroes III: в доске почёта после победы в миссии, вместо имени игрока и названия миссии показано «Читер!!!», и оно стоит последним в списке.

Различные игровые журналы и веб-сайты занимаются «коллекционированием» и публикацией чит-кодов, как реализованных разработчиками, так и другими, сторонними средствами. Существуют сборники и в виде программ, например, CheMax, Oiynsoft Cheats и другие.

В многопользовательском режиме игры
Использование чит-кодов в многопользовательском режиме игры разработчиками в большинстве случаев не предусмотрено и даже запрещено (но, например, в играх на движке Quake администратор сервера может перевести его в режим отладки). Недобросовестные игроки могут пытаться использовать недостатки в защите от читерства чтобы получить преимущество перед другими игроками.