Крыша из меди: плюсы и минусы

Противообледенительная обработка — обработка поверхностей воздушного судна (ВС) на земле перед полётом с целью удаления замёрзших осадков и предотвращения их возникновения на скептических поверхностях ВС до взлёта. Возникновение замёрзших осадков на поверхностях также именуется наземным обледенением.

Необходимость в противообледенительной обработке обусловлена существенным влиянием замёрзших осадков на аэродинамические свойства поверхностей.

В частности, находящиеся на верхней поверхности снег, иней и лёд снижают скептический угол атаки, увеличивают скорость сваливания и превращают обтекающий поток из ламинарного в турбулентный.

В случае расположения моторов сзади крыла, на хвосте, массовый вброс снега и льда во входные устройства авиадвигателей при взлёте может привести к помпажу и самовыключению моторов. Вестимо несколько случаев авиакатастроф по этой причине.

Менее опасными последствиями являются повреждения передней кромки хвостового оперения слетающими с крыла ломтиками льда. Впрочем образующиеся при этом вмятины вынуждают проводить периодические осмотры повреждений в эксплуатации; а также ремонты, что удорожает техническое обслуживание ВС.

Виды наземного обледенения
Иней
Иней — это конденсирующиеся и замерзающие на переохлаждённой поверхности водяные пары.
Как правило, это исключительный вид обледенения, допускаемый на крыле. Согласно документам Airbus и Boeing, допускается тонкий слой инея (до 3 мм толщиной) на нижней поверхности крыла в районе топливных баков.

Снег
Снег, выпадающий на поверхности ВС, может быть сухим либо влажным. Сырой снег может примерзать либо прилипать к поверхности и следственно его удаление больше трудоёмко и материалоёмко.
Наличие снега, как правило, допускается на поверхности фюзеляжа ВС в маленьких числах.

Переохлаждённый дождь
Это ливень, капли которого имеют негативную температуру, но ещё не замерзают в воздухе. При попадании таких капель на поверхность они сразу замерзают, образуя ледяную корку.

Шуга
Шуга — это смесь воды с мелким льдом либо снегом.

Лёд
Лёд с точки зрения его удаления особенно «неудобен», так как он, как правило, отлично удерживается на поверхности за счёт примерзания и относительно устойчивее к механическим воздействиям, нежели остальные виды обледенения.
«Топливный лёд» исключительно опасен тем, что его сложно найти визуально (он прозрачен и неотличим от влаги на крыле). Исключительным надёжным методом его выявления остаётся ощупывание поверхности крыла голой рукой.

Способы обработки
Обработка может включать несколько этапов:

Механическое удаление
наиболее применимо к незадолго вывалившемуся рыхлому и сухому снегу; производится с поддержкой щёток, резиновых скребков и мётел. Данный метод особенно трудоёмок и, как правило, всё равно требует дальнейшего использования противообледенительной жидкости (ПОЖ). К тому же он занимает существенное время и потому малоприменим в условиях насыщенного применения авиатехники.

Также для рыхлого снега может использоваться его сдувание мощным потоком воздуха.

Физико-Химический метод
Обычно используется облив поверхностей воздушных судов (ВС) противообледенительными жидкостями (ПОЖ). Такая обработка традиционно производится с использованием особых машин — деайсеров, имеющих баки для оглавления и подогрева ПОЖ и устройства для нанесения ПОЖ с регулировкой степени распыла (сплошной струёй либо «конусом») и расхода ПОЖ. Машины могут иметь как открытую «люльку» для оператора, так и закрытую кабину с создаваемым удобным климатом и дистанционным управлением органами распыла ПОЖ. Кабина либо «люлька» находится на конце управляемой оператором стрелы для доступа ко каждым обрабатываемым участкам поверхностей сверху них.

Также могут использоваться стационарные установки на оборудованных площадках — как в виде стрел с кабинами операторов, так и в виде крупных «ворот», под которыми самолёты проруливают в процессе нанесения ПОЖ.
Тепловой метод
При нём обледенение удаляется нагревом поверхности инфракрасными излучателями. В связи с огромный энергоёмкостью и неудовлетворительной результативностью данный метод редко применяется.

Также к тепловым способам дозволено отнести помещение ВС в тёплый ангар и заправку тёплым топливом.

Решение о необходимости противообледенительной обработки и её методах принимают начальник воздушного судна (КВС) и наземный персонал, обслуживающий ВС. Противообледенительная обработка и, исключительно, её контроль до сих пор остаются областью, немного поддающейся механизации и требующей существенного использования ручного труда квалифицированного персонала.