Нарды онлайн

Нарды, другие распространённые наименования: трик-трак, бэкгэммон, тавла, шеш-беш, коша — настольная игра для 2-х игроков на особой доске, разделённой на две половины. Цель игры — бросая кости и передвигая шашки в соответствии с вывалившимися очками, пройти шашками полный круг по доске, зайти ими в свой дом (изредка фигурирует уличное наименование хата) и выкинуть их за доску прежде, чем это сделает противник.
Есть две основные разновидности — длинные и короткие нарды: http://yellowclub.net/page/igra_online/durak.

Игровое поле (доска) имеет прямоугольную форму. На доске находится 24 пункта — по 12 с всей из 2-х противоположных сторон. Пункт традиционно представляет собой тесный вытянутый равнобедренный треугольник, основание которого лежит на стороне, а высота может добиваться половины высоты доски. Пункты нумеруются от 1 до 24. Нумерация для всякого игрока своя. Для комфорта пункты могут быть раскрашены в два цвета — чётные в один, нечётные в иной.
Шесть пунктов подряд в одном из углов доски именуются домом игрока. Расположение дома зависит от правил.
С боков доски могут быть выделены участки, предуготовленные для выставления шашек за доску. Если в конструкции доски их не предусмотрено, игроки выставляют шашки на стол сбоку от доски (рядом с домом).
Доска разделяется посредине вертикальной полосой, называемой бар. В тех вариантах нардов, где дозволено бить шашки противника, сбитые шашки выставляются на бар.
Каждый игрок имеет комплект шашек — 15 штук одного цвета (в некоторых вариантах игры применяется поменьше шашек).
Имеется как минимум одна пара игральных костей (зар). В комплекте может быть две пары костей — у всякого игрока своя, а также особые стаканчики для перемешивания костей. В игре на ставку также может использоваться так называемый «куб удвоения» добавочный кубик для комфорта учёта возрастания ставок — на его гранях нанесены числа 2, 4, 8, 16, 32, 64.
Правила игры
Существует уйма разновидностей игры в нарды, отличающиеся правилами ходов, ставок, исходным расположением и другими деталями. Впрочем основных разновидностей игры две — длинные и короткие нарды. Всеобщими (за некоторыми исключениями) для всех вариантов являются следующие правила:

Игроки ходят по очереди.
Направление перемещения шашек отличается в различных вариантах игры. Но в любом случае шашки движутся по кругу и для всякого игрока направление их движения фиксировано.
Право первого хода разыгрывается броском костей — всякий из игроков бросает одну кость, первым ходит тот, у кого вывалилось огромнее очков. В случае идентичного числа очков бросок повторяется.
Перед всяким ходом игрок бросает две кости (называемые зары). Вывалившиеся очки определяют допустимые ходы. Кости кидаются на доску, они обязаны упасть на свободное место доски, с одной стороны от бара. Если правда бы одна из костей вылетела за доску, кости оказались в различных половинах доски, кость попала на шашку либо встала неровно (прислонилась к шашке либо краю доски), бросок считается недействительным и должен быть повторен.
За один ход делается до четырёх передвижений шашки. В всяком из них игрок может передвинуть всякую свою шашку на такое число пунктов, которое вывалилось на одной из костей. Скажем, если вывалилось 2 и 4 очка, игрок может за данный ход передвинуть одну (всякую) из шашек на 2 пункта, иную — на 4 пункта, либо передвинуть одну шашку вначале на 2, после этого — на 4 пункта (либо, напротив, вначале на 4, потом на 2). Если на обеих костях выпадает идентичное число очков (дубль, паш, куча куш, кошка), то вывалившиеся очки удваиваются, и игрок получает вероятность сделать 4 перемещения. Всякое перемещение шашки должно делаться на полное число очков, вывалившееся на кости (если вывалилось 4 очка, то пойти шашкой на 1, 2 либо 3 пункта невозможно — дозволено только на полные 4).
В всяком варианте правил есть некоторые запрещённые перемещения шашек. Игрок не может выбирать ходы, которые требуют таких перемещений. Если разрешённых перемещений для вывалившейся комбинации очков нет, игрок пропускает ход. Но если вероятность сделать правда бы один ход есть, игрок не может отказаться от неё, даже если данный ход ему невыгоден.
Если применять очки одной из костей нереально, они теряются. Если есть два варианта хода, один из которых использует очки только одной кости, а иной — обеих, то игрок обязан делать ход, использующий очки обеих костей. Если дозволено передвинуть только одну из 2-х шашек (то есть ход одной шашки исключает вероятность хода иной), игрок обязан сделать ход на большее число пунктов. В случае выпадения дубля игрок обязан применять максимально допустимое число очков.